Методическая страничка

Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Обмен опытом


Психологическая диагностика развития ребенка.

Зачем это нужно Вам?

Автор: педагог-психолог АОУ д/с №24 «Березка» Шухина Н.Б.

 

Диагностика ребёнка начинается задолго до его рождения. В медицине достаточно хорошо разработаны генетические и перинатальные исследования, которые иногда самым радикальным образом решают судьбу ещё не родившегося малыша.

Психология как наука раз в 10 моложе медицины, поэтому ни её методы, ни степень охвата населения не сравнятся пока со здравоохранением. Благодаря наличию ставки психолога в образовательных учреждениях чаще всего и родители, и ребенок впервые встречается со специалистом по психологическому развитию именно в детском саду. К этому сроку большая часть структур характера (4-5 из 7 согласно бодинамическому подходу) ребёнка уже заложена, давно уже сформировались личности родителей и во многом определился стиль семейных отношений и воспитания. Что же происходит в детском саду? Воспитатели, имеющие достаточный стаж и опыт, быстро отмечают особенности и трудности адаптации, осуществляя диагностику ребенка в виде наблюдения и сравнивая его успехи с достижениями других ребят и собственными ожиданиями. Это горизонтальный срез в пространстве социума с привязкой к возрастным нормативам. На этом этапе заботливый воспитатель деликатно беседует с родителями, рекомендуя им те или иные подходы, и зачастую трудности социализации (чаще всего это режимные моменты и вопросы привязанности к родителям) устраняются. Если все дети без слёз приходят в детский сад, хорошо кушают, владеют навыками самообслуживания, занимаются с интересом в рамках образовательной деятельности, не дерутся, умеют договариваться и помогать друг другу, самостоятельно находят себе занятие и компанию, спят в положенное время, выполняют посильные поручения взрослых, — группа удалась, хвала педагогу и родителям!  Такого, к сожалению, не бывает (: Из 22 малышей кто-нибудь, да не укладывается в нормативные рамки возраста, и порой по нескольким критериям. Когда педагогические методы воздействия исчерпаны или не приносят ожидаемого результата, приходится обращаться к другим специалистам. Их работа также начинается с диагностики. К сожалению, в арсенале психологов ДОУ мало методик для детей младшего возраста, связанных с эмоциональной сферой, поэтому здесь тоже основной инструмент – наблюдение и беседы с родителями. Это, можно сказать, вертикальное диагностическое исследование во времени, в истории развития ребёнка. Чаще всего источник затруднений малыша обнаруживается либо в семье, либо в раннем развитии. И тогда, зная хотя бы предположительную причину нынешнего положения, гораздо легче подбирать способы обращения и взаимодействия с ребёнком. Многие родители бывают удивлены и огорчены видя, как сами сформировали то, что доставляет теперь трудности и им, и малышу. Психологическая диагностика выявляет «болевые» точки как самих родителей, так и последствия их действий, но они же и являются точками личностного роста или хотя бы расширения поведенческого репертуара. Это отмечают многие из консультируемых. Грамотная диагностика может задать нужный вектор изменения ситуации в лучшую сторону даже после одной встречи. Таким образом, диагностика развития ребёнка во многом является диагностикой родителей.

Труднее дело обстоит, если нарушения естественного развития (чаще всего это травмы как органические, так и психологические) кроются в самом ребёнке. Здесь помимо тестовых заданий, которые укажут на проблемную область, бывает необходимо психологическое сопровождение, а именно: регулярная индивидуальная работа с ребёнком, наблюдение за его поведением в группе, консультации родителей и воспитателей. Диагностика в процессе такой работы носит уже не тестовый характер, а отмечает те зоны или области развития, в которых ребёнок испытывает затруднения, и что мешает его творческому освоению мира. Обыгрывая на символическом уровне эти ситуации, проживая в безопасной обстановке травмирующие переживания, находя внутренние ресурсы и силы, научаясь контролю за собственным телом, поведение маленького человека часто меняется и в семье, и в группе. Это и есть косвенная диагностика того, как идёт психологическая работа. Однако итоговое тестовое обследование поможет увидеть, какие трудности ещё сохранились и определить дальнейшие действия окружающих взрослых. Это касалось в большей степени эмоциональной сферы.

Говоря о педагогической диагностике по отдельным образовательным областям, которую проводят сами педагоги, то она зачастую субъективна. Кто-то завышает успехи своих воспитанников, кто-то занижает. Такую диагностику правильней было бы проводить сторонним людям, не заинтересованным в том или ином результате, и по определённым обозначенным критериям, а не «вообще». Лучше, если это будут сотрудники другого детского сада или хотя бы младшие воспитатели других групп. Такая диагностика поможет выявить темы, которым воспитатель уделял недостаточно внимания, и опять же явится инструментом исследования не столько детей, сколько работы педагогического персонала.

Отдельного разговора заслуживает вопрос о готовности к школе. Проводя много лет эту процедуру в подготовительных группах, я убедилась, что если ребёнок не справляется с определёнными заданиями в начале учебного года, то без специального внимания и усилий взрослых к этому вопросу, трудности сохранятся и к моменту перехода в школу. Там они чаще всего тоже никуда не деваются, а иногда усугубляются. И здесь особенно важна причина неуспеха, поскольку направления коррекционно-развивающей работы могут сильно отличаться, начиная от медикаментозной терапии, нейропсихологических курсов занятий, до той же эмоциональной сферы, когда ребёнок не выполняет заданий не в силу неразвитости каких-либо высших психических функций, а из-за сильных душевных переживаний. Главное в этом возрасте – безусловное принятие, безоценочное отношение и вера в успех!

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Многие годы моей приоритетной работой является изобразительная деятельность. Значение ее велико. В федеральных государственных требованиях выделено целое направление «Художественно-эстетическое» и область «Художественное творчество», которая интегрируется со всеми областями. Но на первом месте в ФГТ выделены «Физическая культура», «Здоровье». Это правильно. Воспользуюсь высказыванием А. Шопенгауэра, которое часто встречается на сайтах: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

В своей статье я попытаюсь проанализировать, как тесно связаны задачи образовательной области «Художественное творчество» и образовательной области «Здоровье». Оказывает ли занятие изобразительной деятельностью положительное воздействие на здоровье ребенка. Являются ли современные техники и технологии изобразительной деятельности здоровьесберегающими.

Здоровье – это целостное понятие, которое включает не отсутствие болезни, а состояние физического, и социального благополучия (по уставу ВОЗ).

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • развитие детского творчества;
  • приобщение к изобразительному искусству.

Рассмотрим как, решая задачи образовательной области «Художественное творчество», мы воздействуем на укрепление психического, физического здоровья детей. Как решаются задачи по воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию начальных представлений о здоровом образе жизни.

Психическое благополучие – это полное соответствие паспортного возраста с развитием по всем умениям, необходимым для осуществления различных видов деятельности и развитием психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения). Занятия изобразительной деятельностью проводятся в соответствии с возрастными показаниями, решаются задачи по обучению соответствующих умений (вырезывания, лепки, наклеивания и т.д.) и решаются все задачи по развитию психических процессов.

Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на развитие самоконтроля при выполнении правил личной гигиены, умение самостоятельно устранять непорядок, развитие навыков самообслуживания. Воспитанию этих навыков уделяется большое внимание на занятиях по изобразительной деятельности. В подготовительном возрасте дети должны уметь организовать свое рабочее место, должны правильно пользоваться материально-техническими средствами (материалы, инструменты и принадлежности, с помощью которых осуществляется изобразительная деятельность), убрать рабочее место, следить за личной гигиеной.

Изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на физическое развитие: развивает зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук. На занятиях используются такие здоровьесберегающие технологии как динамические паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики осанки.

Духовно – нравственное благополучие – это сформированность у ребенка представлений о здоровом образе жизни и о ценностях здоровья.

Понятие – ценности здоровья, очень объемное, и не простое. Оно включает в себя физическое, витальное, духовное и социальное здоровье. За это отвечает семья. В дошкольном учреждении ведется просветительная работа. Но изобразительная деятельность требует накопления представлений об окружающем мире. С детьми проводятся целевые прогулки, экскурсии. На занятиях используются здоровьесберегающие образовательные технологии принцип которых – построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка, что соответствует его благополучному существованию, обеспечивает комфортность и позитивное психологическое самочувствие ребенка. Сюда включается правильно подобранная мебель, гигиенические условия в группе, свежесть воздуха, освещение, эмоциональная разрядка: шутки, использование поговорок, афоризмов, положительная оценка. Также важно следить за нагрузкой. Сюда можно отнести приемы арт-терапии: использование музыки на занятиях, стихов, репродукций.

Проведя данный анализ, можно утверждать, что изобразительная деятельность полностью удовлетворяет требования образовательной области «Здоровье».

Решению задач по гармоничному физическому развитию ребенка, сохранению и укреплению физического и психического здоровья помогают здоровьесберегающие технологии.

Но, можно ли назвать технологии, используемые в изобразительной деятельности, здоровьесберегающими?

Здоровьесберегающей технологию можно назвать, когда точно обозначается цель – на что мы воздействуем; когда можно провести диагностику; когда действия четко выстроены («наличие техпроцесса»). Технология должна быть воспроизводима (ее должен воспроизвести любой человек) и иметь четкое количество занятий.

Этим требованиям полностью соответствуют нетрадиционные техники и технологии, используемые в изобразительной деятельности.

В своей работе, кроме традиционных видов изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд), я использую следующие техники:

Рисование пальчиками, ладошками.

Оттиски (пробками, листьями, смятой бумагой; печатями из картофеля, половинками яблок, груш и т.д.).

  • Тычок жесткой полусухой кистью.
  • Рисование мазками, штрихами.
  • Рисование восковыми мелками и акварелью.
  • Рисование пастельными мелками, углем.
  • Кляксография обычная и с трубочкой.
  • Аппликация рваная или мятая.
  • А так же в технологии:
  • Граттаж.
  • Монотипия предметная или пейзажная.
  • Коллаж.
  • Мозаика обычная и рваная.
  • Оригами.
  • Витраж.
  • Батик адаптированный.

Изобразительная деятельность сложна, особенно,  в дошкольном возрасте. Дети не овладели многими техническими навыками, у них слабая моторика пальцев, а нетрадиционные техники позволяют ребенку при недостаточно хороших навыках добиться удачных работ по эстетическим качествам. Доступность использования нетрадиционных технологий определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в младшем возрасте следует с нетрадиционных техник (рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумагой и т.д.). В старшем возрасте эти техники дополняют художественный образ, создаваемый с помощью более сложных технологий (монотипия, коллаж и т.д.).

При индивидуальном подходе в работе по изобразительной деятельности возможности в выборе техники исполнения достаточно велики. Но, работая с группой детей возможности, несколько ограничиваются из-за трудности организации. Например, рисование стопой, рисование мыльными пузырями.

Использование нетрадиционных технологий позволяет сравнительно рано ставить задачи по развитию воображения, что очень важно для психического развития ребенка, и очень сложно развивать в дошкольном возрасте, так как воображение зависит от богатства и разнообразия прежнего опыта. А также добиваться решения всех задач по изобразительной деятельности.

Таким образом, можно сказать, что нетрадиционные технологии изобразительной деятельности являются здоровьесберегающими. А изобразительная деятельность, в основе которой заложено использование инновационных методик, традиционных и нетрадиционных приемов, техник и технологий оказывает положительное влияние на здоровье ребенка.

воспитатель АОУ детский сад № 24 «Березка» Чижикова Т.В.

Консультация Уголок патриотического воспитания